В Краснодарском крае большое внимание уделяется вопросам правового
регулирования земельных отношений. Об этом свидетельствуют законы Краснодарского
края о земле. Центральное место среди них занимает Закон Краснодарского
края от 8 августа 1995 г. № 13-КЗ "Об особом порядке землепользования
в Краснодарском крае" (с изменениями, внесенными Законом Краснодарского
края от 8 мая 1999 г. № 181-КЗ).
Из этого законодательного акта видно, что на территории Краснодарского
края при регулировании земельных вопросов за основу, как правило, берется
позиция, занятая федеральной законодательной властью, а точнее- левокоммунистическим
большинством Государственной Думы второго созыва. Несмотря на требования
Конституции Российской Федерации и указов Президента Российской Федерации,
вопросы частной собственности на землю и гражданского оборота земельных
участков решаются в Краснодарском крае только на основе требований федеральных
законов и законопроектов о земле, составителями которых являлись депутаты
Государственной Думы от левой оппозиции.
Преамбула Закона Краснодарского края "Об особом порядке землепользования
в Краснодарском крае" указывает, что земля на территории Краснодарского
края, в чьей бы собственности она ни находилась: государственной (федеральной,
краевой), муниципальной, частной, общей долевой и общей совместной, не
может быть предметом купли-продажи и других сделок по передаче прав собственности,
кроме случаев сделок с земельными участками, предоставляемыми под индивидуальное
жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество,
а также в иных случаях, прямо предусмотренных законом. Вопрос о купле-продаже
и других сделках по передаче прав собственности на земли сельскохозяйственного
назначения может быть решен только Законодательным Собранием Краснодарского
края. Таким образом, на территории Краснодарского края вопреки Конституции
Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации, с одной
стороны, в ряде случаев собственник не вправе распоряжаться своим имуществом,
если об этом прямо не сказано в законе, а с другой - частная собственность
на те или иные земли может быть установлена только законодательной властью.
Обращает на себя внимание тот факт, что нормы, регулирующие земельно-имущественные
отношения ,формулируются без учета требований гражданского законодательства.
Эта позиция очень характерна для противников частной собственности на
землю и гражданского оборота земельных участков, которые нередко говорят
о неприменимости норм гражданского права по отношению к земельным участкам.
Видимо, в Краснодарском крае эта позиция нашла понимание. Закон Краснодарского
края "Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае"
установил частную собственность на землю и разрешил оборот земельных участков
в тех случаях, когда это допускается федеральными законами.
В нем не только закреплена частная собственность и возможность гражданского
оборота садовых и подобных им земельных участков (статья 11), но и вслед
за Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации",
Градостроительным кодексом Российской Федерации допускаются соответствующие
сделки с земельными долями (статья 12), а также с земельными участками
под застройку (статья 17). Вопрос о возможности получения земельных участков
в собственность для предпринимательской деятельности Закон вроде бы не
разрешил. Однако из содержания Закона можно сделать вывод, что предприниматель
( хотя это понятие не употребляется, что также неслучайно) может приобрести
земельный участок только под застройку. Вместе с тем нельзя утверждать,
что краевой законодатель полностью соблюдает федеральные законы. Так,
статья 11 Закона Краснодарского края "Об особом порядке землепользования
в Краснодарском крае" запрещает любые сделки с полевыми участками
личных подсобных хозяйств, хотя федеральный закон говорит лишь о недопустимости
их залога, а статьи 11 и 14 упомянутого Закона Краснодарского края допускают
приватизацию земельных участков, предоставленных для коллективного огородничества,
и распоряжение ими несмотря на отсутствие подобных норм в федеральных
законах. Закон Краснодарского края "Об особом порядке землепользования
в Краснодарском крае" и Закон Краснодарского края от 13 мая 1999
г. № 180-КЗ "Об управлении государственной собственностью Краснодарского
края" разграничил государственную собственность на землю на федеральную
и краевую, хотя этот вопрос в соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского
кодекса Российской Федерации может разрешаться только в порядке, установленном
федеральным законом. Все это свидетельствует о применении краевым законодателем
двойных стандартов при решении земельно-правовых вопросов. Когда позиции
федерального и краевого законодателя совпадают, то акцент делается на
необходимости соблюдения требований федеральных законов. В тех же случаях,
когда они не согласуются между собой, о федеральных законах и не вспоминают.
Особое значение придается в Краснодарском крае вопросам охраны земель
сельскохозяйственного назначения. При этом в Краснодарском крае предлагается
под "соответствующей охраной" понимать не только охрану земель,
как это закреплено в разделе IX Земельного кодекса РСФСР (рациональное
использование, восстановление продуктивности, повышение плодородия и так
далее), но и применение различных санкций в виде штрафов, прекращения
прав на землю и так далее.
В Законе Краснодарского края от 2 декабря 1996 г. № 54-КЗ "Об охране
земель сельскохозяйственного назначения" собственно охране земель
посвящено лишь четыре статьи, зато вопросам предоставления и изъятия земель,
прекращения прав на землю, административной ответственности, возмещения
вреда и потерь уделено внимание в десяти статьях. Столь широкое содержание
понятия "охрана земель сельскохозяйственного назначения" неслучайно.
Такая трактовка позволяет регулировать имущественные и иные отношения,
возникающие в земельной сфере, иначе, чем это установлено в Гражданском
кодексе Российской Федерации, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях
и других законодательных актах Российской Федерации. Статья 35 Конституции
Российской Федерации указывает, что никто не может быть лишен своего имущества
иначе как по решению суда.
Статья 8 Закона Краснодарского края "Об охране земель сельскохозяйственного
назначения" допускает принудительный внесудебный порядок лишения
граждан и юридических лиц принадлежащих им земельных участков. При этом
речь идет и о возмещении их стоимости. По существу, в случае нарушения
требований, установленных названным Законом, после наложения штрафов и
предупреждений предлагается конфисковывать земли. Лицемерно выглядит пункт
6 статьи 11 Закона, запрещающий конфисковывать землю в административном
порядке.
В одних случаях за совершение правонарушений предусматривается конфискация
земельных участков, а в других - прекращение прав на землю. Прекращение
прав на землю от конфискации в этих случаях отличается лишь характером
совершенного правонарушения и порядком применения этих санкций. Закон
имеет и другие подобного рода недостатки. Земельное законодательство Краснодарского
края воплотило в себя ту идеологию, которая на федеральном уровне не смогла
быть полностью воплощена в правовой сфере Государственной Думой второго
созыва из-за противодействия Президента Российской Федерации. Позиция
федерального законодателя по земельным вопросам заключалась в том, чтобы
в максимально возможной мере препятствовать установлению частной собственности
на землю и вовлечению земельных участков в гражданский оборот. Если не
удается ввести соответствующие запреты, то собственник или иной участник
оборота земель ставится в такие условия, когда без доброй воли чиновничьего
аппарата он не может распорядиться своими земельными участками. Такая
задача не может быть реализована, если полностью не вывести земельную
сферу из-под действия гражданского законодательства. Поэтому хотя на словах
и признается необходимость применения гражданского законодательства, делается
все, чтобы на практике вместо норм гражданского права использовались нормы
земельного права, зафиксированные в специальных законах о земле. Действительно,
как можно сохранить абсолютную власть чиновника в сфере оборота земель,
если гражданское право декларирует равенство, автономию воли, имущественную
самостоятельность. Раз нет возможности запретить частную собственность
на землю и гражданский оборот земельных участков , то делается попытка
регулировать земельно-имущественные отношения на основе принципа властного
подчинения одной стороны другой. Регулировать вопросы собственности, сделок
и так далее нормами земельного, а не гражданского права абсурдно.
Тем не менее большинство депутатов Государственной Думы второго созыва
считали необходимым регламентировать земельно-имущественные отношения
не гражданским, а земельным законодательством. Президент Российской Федерации
на федеральном уровне не давал возможности закрепить этот взгляд федеральным
законодательством, так как обоснованно считал, что это приведет к нарушению
Конституции Российской Федерации. Однако в некоторых субъектах Российской
Федерации в региональном земельном законодательстве позиция большинства
Государственной Думы второго созыва взята за основу решения земельно-правовой
проблемы. Земельное законодательство Краснодарского края - показательный
пример того, как некоторые регионы регулируют земельные вопросы без учета
требований Конституции Российской Федерации, гражданского законодательства
и решений Президента Российской Федерации.
По покупке и продаже земельных участков в Краснодарском крае Вас проконсультирует компания "Евразия". |