Земельное законодательство каждого субъекта Российской Федерации
очень специфично. Тем не менее с изрядной долей условности их все же можно
сгруппировать. При этом в основу соответствующей градации необходимо положить
политическую составляющую. Как бы ни хотелось уйти от политической подоплеки
земельно-правовой проблемы, она неизбежно возникает. Сделать вид, что
ее не существует, значит отказаться взглянуть правде в глаза. О том, насколько
политически целесообразны те или иные действия в земельно-правовой сфере,
могут квалифицировано судить, наверное, только политики и политологи.
В данном случае хотелось бы оценивать обстановку с точки зрения норм Конституции
Российской Федерации, законодательства и правил юридической техники. Названный
подход оправдан хотя бы потому, что почти всегда при рассмотрении земельно-правовой
проблемы собственно юридическая сторона часто уходит, уступая место идеологическим
спорам, где у оппонентов превалируют их политические пристрастия. Это
характерно и для государственных служащих и ученых, в том числе юристов.
В настоящее время действует Конституция Российской Федерации, которая
закрепляет основы рыночной экономики, поэтому следует с правовой точки
зрения обосновывать необходимость реализации конституционных требований
при решении земельно-правовой проблемы. Все субъекты Российской Федерации
в той или иной мере закрепляют основы рыночной экономики в земельной сфере.
Различия состоят в степени их последовательности. Одни субъекты Российской
Федерации пошли в решении соответствующих задач дальше, чем федеральный
центр, другие стремятся идти с ним в ногу, а третьи отстают от него, не
желая в полной мере принимать рыночные отношения в земельной сфере.
Следует еще раз подчеркнуть условность этого деления, поскольку в субъектах
Российской Федерации, принадлежащих к названным группам, по одним направлениям
наблюдается явный прогресс в развитии земельного законодательства, а по
другим - наоборот. Одни субъекты Российской Федерации демонстрируют свою
самостоятельность в решении земельных вопросов, а другие стремятся не
выходить за рамки федерального законодательства, есть субъекты Российской
Федерации, которые воспринимают позицию федеральной законодательной либо
исполнительной власти. При таких обстоятельствах утверждать, что в одних
субъектах Российской Федерации земельное законодательство лучше, чем в
других, по меньшей мере некорректно. Исходя из изложенного, следовало
бы дать характеристику земельного законодательства субъектов Российской
Федерации, регулирующих земельные отношения на основе: договоров о разграничении
предметов ведения и полномочий( на примере Республики Башкортостан и Республики
Татарстан); Конституции Российской Федерации и указов Президента Российской
Федерации (на примере Самарской области); федеральных законов и указов
Президента Российской Федерации о земле ( на примере Приморского края);
федеральных законов, не допускающих оборот земель в некоторых сферах (
на примере Краснодарского края). |